«Левша»: фильм про бокс для девушек.
«Левша» — это тот случай, когда мне захотелось вступить в полемику со всеми моими коллегами противоположного пола. Вот уж чего я не ожидала, так это того, что кровавая драма про боксёра в среднетяжёлом весе понравится больше мне, чем парням, один суровее другого. Я слушала и читала их словесные потоки, пыталась задавать уточняющие вопросы, но приговор в виде оценки 6 из 10 уже был подписан.
А я не хочу ставить этому фильму 6. Потому что 6 – это нормально. А «Левша» — это всё же неплохо.
Билли Хоуп – чемпион. По жизни. Трудное детство в детском доме и пара отсидок разрешились спортивной карьерой, большим домом и, внимание, это главное, счастливой семьёй. Понятное дело, что успешного человека окружает ещё пара десятков оглоедов, каждый из которых стремится урвать свой кусок от Билли: тренер, агент, якобы друзья. И все они «затебее всех». Пока у Билли не начинаются проблемы. Его роскошная супруга покидает бренный мир в какой-то невнятной разборке, а Билли… Билли просто сдаёт. Как результат: проигрыш на ринге, банкротство, суд и расставание с 10-летней дочкой – единственным оставшимся по-настоящему родным человеком. И суть всего фильма не в том, чтобы показать, как Билли дерётся на ринге, а в том, чтобы показать, что человек со стальными кулаками борется за нормальную жизнь.
Вообще, мне нравится видеть всякие смыслы там, куда их если и вложили, то случайно. Хотел ли Антуан Фукуа показать зыбкость нашего бытия и как легко рушатся золотые американские замки? Не уверена. Он суровый мужик. Но всё равно у него получилось это показать. И даже пнуть своего собрата 50 Cent-а, который, как промоакция к этому фильму, объявил о своём банкротстве. А в «Левше» исполнил роль типичного спортивного агента, который чует, где деньги, и на раз может разорить своего бывшего клиента, затаскав его по судам за сорванный контракт с HBO. А потом уйти к его главному сопернику и ставить бывшему «другу» палки в колёса. Причём надо оценить, как точно и шаблонно Фукуа нарядил Фифти. Мои коллеги ставят эту шаблонность в минус, я – в плюс. Потому что хоть сколько-то нетипичный образ спортивного агента попросту отвлекал бы зрителя от главного сюжета. А тут… Пиджак с люрексом, шляпа с бантом, пёстрый галстук и сияющие перстни. Никаких нареканий.
Другая тема – привязанность к семье. Модная, кстати, сейчас. Я обратила внимание, что современными героями становятся уже не юные и беззаботные парни, а такие… в районе 30 с женой и маленьким ребёнком, которого они любят чуть ли ни больше жены. Пропаганда семейных ценностей конкретно в «Левше» сопряжена с неприкрытой критикой американской системы охраны этих самых детей. «Суд постановил, что вашему ребёнку, который рыдает в голос на скамье подсудимых, будет лучше жить без матери, раз она умерла, и отца, раз он имеет наглость тосковать по жене». Я вот так представила, что нанесёт ребёнку большую психологическую травму: пережить с отцом бытовые неурядицы или оказаться в детдоме при живом родителе, и поняла, что ничего не поняла. В плане логики этой системы охраны детей. Силы этой сюжетной линии добавляет девочка, Оона Лоуренс, которая утирает нос всем до единого актёрам в «Левше». Давно я не видела такого убедительного ребёнка на экране. За её появлениями я наблюдала с придыханием, будучи не способной прогнозировать, что ещё она способна выдать.
Тема бокса и карьеры боксёров в «Левше», конечно, тоже есть. Но вот что занятно: рассказана конкретно эта часть истории тоже по известной схеме. Известной по фильму «Рокки», например. И тут у меня тоже нет претензий. Я не просила удивить меня. Фильмы про боксёров, удачные или нет, не могут избежать одной и той же правды: боксёры много тренируются, ходят в толстовках с надвинутым на брови капюшоном – это такой style, являются довольно вспыльчивыми ребятами, а на ринге неизбежно кому-то бьют в лицо и сами в него получают. Точка. А ещё у них бывают взлёты и падения. И это тоже штамп. Упал, захотел подняться, пошёл к какому-нибудь местечковому тренеру со славой зверя и амбициями фавна Фила, который мечтал воспитать героя для созвездий. Эта схема работает. В кино в первую очередь. Мы все ждём, когда же режиссёр нам покажет ту самую классную нарезочку из выматывающих тренировок под забористый бит. Чаще всего именно такие нарезки и запоминаются зрителям.
В «Левше» этот видеомикс сделан весьма достойно. Он действительно показывает эволюцию персонажа, которого из дуболома превращают в юркого и хитрого спортсмена. А заодно, тем, кто обращает внимание на такие вещи, демонстрирует умелую работу оператора Мауро Фиоре. Этот человек — настоящий тяжеловес в своей профессии. Он снимает бой, как профессионал телетрансляций, переговоры с агентом у бассейна — как клип, а в раздевалку к Билли заходит вместе с его женой и превращает традиционный диалог перед боем в самый интимный момент в фильме.
Кстати, последний эпизод хорош не только операторской работой, но и актёрской. Рейчел МакАдамс продирается сквозь тонну непривычного для неё барби-грима, который делает её похожим на типичную голливудскую блондинку, но в первую очередь на Элизабет Бэнкс, и усмиряет пыл своего не в меру вспыльчивого мужа. Вообще, конечно, странно видеть МакАдамс в образе «разбогатевшей тёлочки из гетто». Особенно, когда перед глазами каждый понедельник её Антигона из «Настоящего детектива. Сезон 2». Но кажется, именно эта мишура помогла актрисе сыграть одни из лучших сцен в своей карьере.
Чего не скажешь о Форресте Уитакере, которого, кажется, пригласили в проект потому что: 1. он чёрный; 2. у него есть «Оскар». Этот вечно грустный актёр может и подходит на роль Фила, т. е. тренера Тика Уилса, он явно умеет задумчиво сидеть и толкать философские речи. Но давно хочется спросить: а что вы ещё умееете, мистер Фил?
Самым очевидным прорывом в «Левше» является, конечно, работа главного героя. Джейк Джилленхол сделал всё со своим телом и нравом, чтобы скинуть с себя уже налипший образ меланхолика с сюрпризом. Девочек-фанаток ждёт явное разочарование: милое личико с голубыми глазками вам будут показывать исключительно в плотном высокохудожественном гриме «моё лицо превратили в месиво». Парням захочется узнать его программу тренировок. А у меня к финалу фильма сформировалась мечта: хоть бы за всем этим зрители усмотрели цельную и качественную драму, которую Джилленхол от начала и до конца проносит на себе, а не кубики пресса и умение яростно орать в камеру.
Билли Хоуп — единственный герой, за которым было интересно следить лично режиссёру «Левши» Антуану Фукуа. Остальных персонажей он вводил лишь для того, чтобы его фильм был как можно ближе к реальности. В смысле, Билли — человек и живёт в обществе, которое провоцирует его на те или иные поступки. И как легко он их вводит, так же легко с ними и расстаётся. В финале Фукуа вообще превращает в ненужную комедию взаимоотношения боксёра с его соперником и бывшим тренером. Они выполнили свою функцию, и режиссёр отмахнулся от них настолько стандартным киноприёмом, что это вызывает недоумение: в таком выдержанном драматическом фильме такая неуместная врезка. Но, как было сказано в «Левше», пока у нас есть Билли — у нас есть надежда. На то, что эта камерная и болезненная история будет правильно понята. И заинтересует кого-то, кроме человека, её придумавшего. Духоподъёмность в этой картине — скорее побочный эффект. Но кто знает, что ещё прилетит от фильма любопытному зрителю. Ведь от Билли тоже никто не ожидал хука левой.
7 из 10
Автор: Вероника Скурихина